Духовные основания информационной войны


Автор: священник Сергий Карамышев

photo

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь:

Я победил мир (Ин. 16, 33).

 

I.

 

Термин «информационная война» появился в ХХ веке. Однако для православного сознания он, по большому счету, не представляет ничего нового. Информационную войну Церковь Христова ведет с самого дня своего рождения, т.е. со дня сошествия Святого Духа на апостолов. Древняя Церковь победила одновременно иудейство и язычество. Затем она победила ереси. Следовательно, если мы теперь порой терпим поражения на информационном фронте, это происходит не от недостатка у нас соответствующего оружия, а потому что мы неискусно им пользуемся.

 

В святоотеческой традиции то, что сейчас называется информационной войной, именовалось мысленной бранью. И человек, прошедший ее искус, становился непобедимым воином информационного фронта. Победивший худшую часть самого себя, победивший бесов - тем паче мог сокрушать информационные козни видимых врагов.

 

Святоотеческое учение выделяет в душе три силы: разумную, чувствующую, волевую. Информационное оружие, вне зависимости от того, кто им пользуется – люди или бесы – направлено на все три силы одновременно. И чтобы умело противостоять врагу, нужно держать все три в постоянном напряжении. Мало правильно понимать и мало правильно говорить (хотя и этого достигнуть непросто) – куда важнее уметь направлять в должное русло свои желания и чувствования. Если боец информационного фронта не умеет этого и даже не хочет к этому стремиться, он просто находка для врага. Чем он более талантлив и энергичен, тем это более ценная находка.

 

Можно правильно оценивать происходящие в обществе процессы и при этом неправильно на них реагировать. Так, справедливо критикуя недостатки государственного управления, многие не умеют сдержать своих эмоций, заражаясь унынием и гневом, а если сказать иначе, - революционностью, после чего начинают страстно желать свержения существующей власти. Это называется начинать за здравие, а заканчивать за упокой. Иногда нет прямых призывов свергать власть, однако неприязненное к ней отношение становится очевидным через саму манеру рассуждения. Сути это не меняет. Враг действует на подсознание и добивается своих целей, если не на уровне интеллекта, то на уровне чувствований и желаний. Деструктивные чувствования и желания заразительны даже более, чем всевозможные умозрительные концепции. Они просто впитываются людьми, воспринимающими информационные потоки, изменяя их душевный уклад.

 

Бесы, имеющие многотысячелетний опыт обольщения человеческого рода, заняты не только распространением ложных слухов, не только клеветой на достойных людей. Они с тем же успехом могут распространять вполне правдивую информацию, требуя, однако, для себя за это своеобразной дани в виде неприязни, зависти и гнева, в виде иногда подспудного иррационального желания увидеть существующую власть свергнутой; непосредственного начальника - низложенным.

 

Таковые преступные стремления обличают первоверховные апостолы. Святой Петр пишет: «…будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли как верховной власти, правителям ли, от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2, 13-17).

 

Согласно сему пишет и святой Павел: «…противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 2-5).

 

Почему мы говорим о покорности властям, а не о каких-то просчетах в их политике? Да потому что где власть рушится, начинаются уже не просчеты, а торжество бесовщины. Чтобы плотина, сдерживающая сущее внутри людей зло, рухнула, необходимо привести общество в состояние брожения, чтобы оно вскисало, как на дрожжах, захватывая в стихию брожения как можно большее количество человеческих душ. Ради достижения этой цели бесы приучили значительную часть современных людей возбуждаться от малейшего недостоверного, тиражируемого через всемирную информационную сеть, слуха. Они приучили значительную часть современных людей к постоянному ропоту и недовольству, ибо это идеальная среда для развития революционной чумы.

 

Единственный из смертных, избранный Христом для сообщения Откровения о последних судьбах этого мира, наставляет нас: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3, 15). Если общество, в состав которого входят и члены Церкви, постоянно находится на взводе и готово разразиться ненавистью по самому ничтожному поводу – бесы уже наполовину победили. Голос Христа, зовущий к взаимной любви и взаимному прощению, не воспринимается по причине, которая Им же Самим указана: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).

 

II.

 

Современный мир имеет некоторое существенное отличие от почтенной древности. Тогда преподобные отцы уходили в пустыни, на своего рода передний край невидимой брани, чтобы там бороться против бесов, отвлекая их удар, направленный против всего человеческого рода, на самих себя.

 

Ныне же бесы свободно рыскают по миру, чтобы напрямую управлять оставленными Божией благодатью людьми. В противовес благословленной Богом открытой государственной власти они утверждают на земле тайну беззакония, о которой писал апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам. По всему миру оплоты государственной власти рушатся. Их жалкие обглодки оттесняются от своих прямых обязанностей по поддержанию богоучрежденного порядка, превращаясь в пародию на власть. С одной стороны, все более возвышаются над традиционными государствами транснациональные компании, бюджетам которых могла бы позавидовать не одна страна; с другой, по всему миру тянутся щупальца террористических псевдо-государств и частных военных компаний. Лишь Россия со своими Армией и Флотом в который раз встает неприступной скалой перед натиском тайны беззакония, последовательно уничтожая терроризм, теперь уже и за своими пределами, становясь глобальным фактором законности и порядка.

 

О всемирном призвании России в свое время писал русский дипломат и мыслитель Ф.И. Тютчев: «...Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».

 

Кто-нибудь скажет: Россия в 1917 году была повержена Революцией, а Запад – нет. Но мы не согласимся. Запад был сотрясаем революциями, по меньшей мере, с XVI столетия. К веку ХХ-му он был уже весь пронизан Революцией, которая сделалась его плотью и кровью и поглотила всю его жизнь: начиная богословием и философией - заканчивая нравами и модой.

 

Революция не сделалась нашей плотью и кровью. Россия переболела Революцией, переварила ее и выработала колоссальным внутренним напряжением противоядие, выплюнув на Запад Троцкого, что в 1917 году с бандой головорезов прибыл в Петроград из Нью-Йорка. Поэтому даже в ХХ-м веке Россия оставалась более консервативной, чем Запад. Последний, в переживаемое нами время вновь отчаянно культивируя русофобию, лишает себя единственно спасительного русского противоядия, поэтому без особого сопротивления поглощается новой глобальной революционной волной.

 

Пусть не всё в России хорошо, пусть многое даже вовсе плохо. Но без нее не будет другой скалы, способной противостоять натиску свирепых волн готового разразиться всемирного переворота. Против законной государственной власти в России, руководствующейся во внешней политике правом и справедливостью, восстал сейчас весь ад, приготовив целые моря злобы. Потому что от нынешнего этапа информационной войны будет зависеть жизнь или смерть всего человеческого рода.

 

На Россию день и ночь льются потоки клеветы. В особенности же – на ее руководство и на Русскую Православную Церковь. Государство и Церковь – две главы державного орла, осеняемого на нашем государственном гербе Крестом, которым Христос сокрушил тиранию ада. Естественным для этих двух глав быть союзными и единомысленными. Не всё благополучно не только в Государстве, но и в Церкви как земной организации. Улучшить то и другое можно лишь улучшая каждый элемент как Государства, так и Церкви, т.е. каждому самого себя. Каждому нужно видеть себя не посторонним, не праздным прохожим, но частью Государства и частью Церкви. Не может быть долговечной система, элементы которой гниют и разбредаются в стороны. Но если они связаны между собой любовью, такая система непобедима и неразрушима. Даже переставая существовать на земле, она всё с большей силой сияет в вечности.

 

Увы, приходится констатировать, что некоторые, именующие себя российскими патриотами, нарушая закон любви, находят какой-то бесовский кураж в постоянном поношении Государства и Церкви. За это они лишаются покрова божественной благодати, и враг человеческого рода может легко ими манипулировать, ибо он не снаружи, а внутри их, хотя и скрывается до поры до времени, чтобы обольстить через своих новых адептов как можно больше людей.

 

Не может настоящий патриот поносить своих отцов, хотя бы они в чем-то и согрешили. Не может настоящий патриот желать разрушения государственного организма, хотя бы он был во многом несовершенен; не может настоящий патриот поносить веру, которая воздвигла Россию; не может настоящий патриот плясать под дудочку врагов Отечества, пусть и выбрасывая время от времени свои собственные, вполне оригинальные, коленца.

 

III.

 

Лишь недалекий человек может плевать с «высоты» своего невежества в несравнимый по совершенству арсенал боеприпасов, потребных для ведения самой современной информационной войны, выставляя на всеобщее обозрение жалкие поделки собственного изобретения.

 

Итак, что это за арсенал и почему он не имеет себе равных в стану врага, продвигающего тайну беззакония? Потому что, по слову предводителя небесных воинств, «никто как Бог». Сокровища этого арсенала любовно и вместе энергично перечисляет святой апостол Павел: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 11-17).

 

Самое главное основание победы в информационной войне предельно просто: быть с Богом. Об этом говорит Тайновидец Иоанн: «Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4, 4); «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).

 

Не следует уповать на технологическую мощь, в которой мы уступаем враждебным силам, особенно же – на хитроумные способы манипуляции массовым сознанием. Это не наши методы! Нужно иметь Тот же предмет упования, что имели отцы нашего Отечества все долгие и трудные столетия его истории. Бог промыслительно не давал Руси подавляющего технологического и материального превосходства над врагами, потому как Божия сила, по словам того же великого своим смирением Павла, «в немощи совершается». Именно поэтому Русь не себя прославляла за удивительные и сверхъестественные победы над врагами, а всемилостивого Спаса, пречистую Его Матерь и сонмы святых. В этом наша сила и сейчас.

 

Русский боец информационного фронта обязан овладевать навыками аскетики, чтобы не быть поверженным самым жалким для себя образом и чтобы с успехом вести свою невидимую брань, во-первых, с собственными греховными поползновениями; во-вторых, - с происками внешних сил. Можно ли достигнуть хотя бы малого успеха без молитвы? Ни за что! Можно ли достигнуть хотя бы малого успеха без святых Таинств Церкви? Ни за что! Сам Христос сказал: «без Меня не можете делать ничего» (хорошего) – Ин. 15, 5.

 

Может русский православный боец информационного фронта иметь братское общение с явными богохульниками, с теми, что глумятся над священной верой и святой Церковью или защищающим ее Государством? Не может, ибо потеряет благодать. Даже если они вдруг скажут нечто справедливое, не стоит их поощрять вниманием. Так поступал и Спаситель, и святые апостолы. Когда нечистый дух, обитавший в человеке, назвал Христа «Святым Божиим» (Лк. 4, 34), Господь изгнал беса, не дав ему возможности далее разглагольствовать, хотя он и говорил правду. Когда дух прорицательный, обитавший в некой рабыне, говорил о Павле и его спутниках: «сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17), Павел изгнал беса, несмотря на то, что он тоже говорил правду. Блаженный Феофилакт Болгарский так толкует смысл сделанного святым апостолом: «Заградив ей уста, хотя она и говорила истину, он научает нас не допускать к себе демонов, хотя бы они принимали вид, что защищают истину, но преграждать им всякий повод к соблазну и не слушать ничего, что они говорят».

 

Может ли русский православный боец информационного фронта, ради якобы благих целей, клеветать на врагов? Не может, потому что слово «диавол» означает «клеветник», и, оклеветав врага, он тотчас окажется пособником древнего клеветника и человекоубийцы диавола. Христианин призван любить своих врагов, говоря из любви для них и о них только правду, хотя бы не встречал с их стороны ничего, кроме злобы.

 

Нынешний объединяемый тайной беззакония Запад берет на свое вооружение клевету, которая, будучи раз заброшенной в информационное пространство планеты, благодаря частоте повторений, множится в геометрической прогрессии. И первейший наставник здесь - министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха доктор Геббельс. Он, между прочим, учил, что пропаганда должна больше воздействовать на чувство, чем на разум, объясняя свой постулат женственным характером человеческих масс. Добавим, что ставка здесь делается на стадное чувство.

 

Церковь оперирует не категорией масс, но категорией личности. Клеветать всегда удобно перед безликостью, перед личностями же – проблематично. Поэтому мы должны взывать к личностям в обезличиваемых тайной беззакония массах; противопоставляя тирании ада Божие Царство, где каждая личность получает свое полное и совершенное развитие.

 

Чувство настоящего христианина сильнее любых стадных чувств, потому что питается не вбрасываемой некими посвященными идеей, но Самим Богом Вседержителем. Поэтому современной Россией востребованы богопросвещенные, рассудительные, трезво мыслящие, здраво чувствующие и энергично действующие бойцы информационного фронта, идущие в бой не ради суетной славы, но ради спасения человеческих душ, руководимые не высокомерным презрением к ближним и не ненавистью к врагам, но любовью к тем и другим, которая способна и врагов превратить в друзей.

 

Священник Сергий Карамышев

 

 


Всего просмотров: 128

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.


Сколько будет 6 + 2 ?

Последнии публикации

Автор: Редакция
24 июня 2019 г.

24 июня - начало Петрова Поста

24 июня – начало (1-й день) Апостольского (Петрова, Петровского) поста

     В церковном году длительных постов, предваряющих 4 главных православных праздника, – всего ...

Автор: Редакция
23 июня 2019 г.

23 июня – Собор Всех Святых

     Днём Святой Троицы (Св. Пятидесятницей), днём установления Святой Церкви Христовой, начинается подлинная духовная жизнь Её на Земле, поэтому последующее этому торжеству воскресе...

Автор: Чеканов Евгений Феликсович
22 июня 2019 г.

Стихи разных лет (1979-2019)

РЕКВИЕМ

 

I

День придет – и незримый затеплится взор,

В глубину неземного смотря полушарья.

И волшебно осветится тесный простор,

И ответит бесстрастный заморский прибор...

Автор: Александр Горбатов
22 июня 2019 г.

И не смейте себя уважать!

Законы информационной войны таковы, что из каждого «горячего» факта необходимо выжать максимум возможного, причем, в нужном ключе и в максимально сжатые сроки. Или, как когда-то говорил...

Автор: Редакция
22 июня 2019 г.

Святой праведный Алексий Московский (Мечёв)

     Сегодня, 9 / 22 июня, Русская Православная Церковь воспоминает св. прав. протоиерея Алексия Московского (Мечёва).
     Будущий св. прав. Алексий Мечёв появился н...

закрыть
закрыть

Сообщение