Несколько мыслей о Великом покаянном каноне


Автор: священник Сергий Карамышев

photo

Богослужения первой седмицы Великого поста в определенной своей части развивают умонастроение, заданное в неделю сыропустную, когда перед нами встает поистине эпическая картина изгнания прародителей из рая. И относится указанная преемственность, в первую очередь, к великому повечерию с пением Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.

 

Мы стоим во мраке угасающего дня с горящими свечами, точно уже достигшие последних времен этого мiра. На излете седьмой из дней творения. На пороге Страшный Суд Божий, за ним – восьмой день, сливающийся с вечностью.

 

Мы стоим, уже уставшие, и тут раздается: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний; кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию». Начинается краткое, но пронзающее душу по причине глубины изречений, описание всех прегрешений человеческого рода, запечатленных в Священном Писании.

 

Мы стоим, имея каждый думу о своих преступлениях, но при этом как-то незаметно включается своего рода генетическая память. Приходит понимание того, что некая часть нашей души причастна грехопадению Адама и Евы, равно как и всех прочих прегрешений человеческого рода. Это осознание общей греховности ужасает и ошеломляет. И ничего более не остается, как вслед за преподобным Андреем Критским слезно молить о прощении у Христа, этого нового Адама, принявшего на Себя общий грех, общее проклятие человечества.

 

Осознание тяжести греха пригнетает к земле. Сквозь протекшие тысячелетия слышится приговор, изреченный ветхому Адаму: «прах еси, и в прах возвратишися». Вспоминается исповедание праведного Авраама - «аз есмь земля и пепел», вопль пророка Давида – «аз же есмь червь, а не человек». Пригнетенная к земле душа истончается и начинает звучать молитвой, соединяющей с Творцом.

 

Ничего вокруг не происходит – тот же полумрак и те же свечи. Но через это истончившееся естество вливается небо. Мрак греха отступает. Вместе с ним отодвигается время Страшного Суда – каждый год, уже какое столетие подряд!

 

И тут же начинает радовать душу громогласное пение – «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Сквозь сгустившийся мрак молнией вспыхивает заря надежды. Уныние отступает прочь. Так открывается время подвига.

 

Священник Сергий Карамышев


Всего просмотров: 42

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.


Сколько будет 2 + 2 ?

Последнии публикации

Автор: Сергий Карамышев
21 марта 2019 г.

Розовый протест

Должен признать, не особо хотелось уделять силы и время на описание такого поистине ничтожного «политического события», как митинг 17 марта на Суворовской площади в Москве. Но уж коль с...

Автор: Редакция
20 марта 2019 г.

Икона Пресвятой Богородицы «Зна́мение» Курская Коренная (Курско-Коренная, Знамение Коренно-Курская)

     Сегодня, 14/21 марта, Русская Православная Церковь чтит одну из самых древних Своих святынь – икону «Зна́мение» Пресвятой Богородицы, именуемую Курская Коренна...

Автор: Сергий Карамышев
19 марта 2019 г.

Духовные основания информационной войны

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь:

Я победил мир (Ин. 16, 33).

 

I.

 

Термин «информационная война» появился в ХХ веке. Однако для православного сознания...

Автор: Редакция
18 марта 2019 г.

Особенности богослужений второй седмицы Великого поста

     За Неделей Торжества Православия следует вторая седмица Великого поста, которая носит название «седмица светотворных постов». В продолжение этой седмицы тексты церко...

ВИДЕО

Автор: Сергий Карамышев
17 марта 2019 г.

Дайверы на Русской равнине

Да, и такое, увы, бывает, когда часть равнины обрекается на затопление. Проходят десятилетия, и то, что казалось когда-то обыденностью и рутиной, вдруг превращается в историю. С соответствующими ар...

закрыть
закрыть

Сообщение