Новости антиправославия. Выпуск 5. Православная традиция и «католический целлюлит»


Автор: священник Александр Шумский

photo

Для задела позволю себе процитировать статью одного благочестивого православного, которому довелось поработать за свечным ящиком в одном из храмов Белгородской и Старооскольской епархии. Итак, цитата – из статьи Петра Давыдова «По ту сторону свечного ящика», опубликованной на сайте Белгородской митрополии Московского Патриархата: «Зашли как-то несколько сербов – посмотрели-поудивлялись, в руках повертели: “А нет ли настоящих икон, не штампованных? Другого какого-нибудь производства?” – “Нет, братушки. Извините опять же”. Но смеховая истерика у братушек началась, когда они увидели стоящих отдельно на полке гипсовых, фарфоровых и пластиковых ангелочков, ангелов и ангелищ “made in China”: “Смотри, – заорали, – целлюлит!!! Католический целлюлит!!!” Подошел я к ним, чтобы с их точки зрения это счастье увидеть: м-да-а. Здорово смотрятся в православных церквях розовые ангелочки, способные ввергнуть в истерику стойких сербов, а заодно и напрочь убить чувство прекрасного у их русских собратьев!»

 

 

 

     «Католический целлюлит»… Сказано резко, но «в яблочко». Действительно, какое отношение разного рода гипсовые и фарфоровые, а также пластмассовые безделушки в виде младенческих и юношеских/девичьих фигурок, расцвеченные в сентиментальные розоватые и голубоватые тона, имеют к Православной Апостольской традиции, с её строго покаянным и благоговейным (и, прошу заметить, отнюдь не сентиментальным) отношением к действительности? – Ровным счётом, никакого. Традиция изображать Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, а также Ангелов и святых «объёмно» и «приближенно к реальности» – традиция в основном чисто латинская, чьи корни уходят в Эпоху Возрождения, в частности – в итальянский Ренессанс, который в XIV веке пришёл на смену «угрюмому Средневековью» и для которого характерны ослабление религиозной традиции, секуляризация общественной жизни, а также преобладание в культурной жизни общества гуманизма и антропоцентризма – в пику средневековым аскезе и сугубо религиозному восприятию реальности. Отсюда – и подчёркнутая «телесность» в изображении Господа и Его святых на католических полотнах и фресках, а также в скульптуре и прочих видах изобразительного искусства. Православная же иконописная и живописная традиции, как известно, подчиняются своим, весьма строгим, законам изображения и, соблюдаемые до нынешнего времени, сильно отличаются от традиции «возрожденческой», европейской. Итак, сувенир в виде слащавого «розовощёкого ангелочка», скорее напоминающего упитанного младенца, образ которого не имеет ничего общего с образами Ангелов в Православии,  – это отнюдь не святыня, а всего лишь сувенир, по исполнению (как минимум) далеко не соответствующий православной церковной традиции. А если говорить более жёстко – все эти «ангелочки» – уже даже не столько «католические» («ренессансные»), сколько грубо-языческие – нечто вроде языческих амулетов или оберегов, приобретать и носить которые для православного человека – грех. И распространение в сети православных магазинов такой продукции есть ни что иное как латино-языческая экспансия – совсем не безобидная, как кому-то может показаться на первый взгляд. Ибо это – вполне продуманная кампания, циничная и злонамеренная, опирающаяся на невежество и суеверие недостаточно воцерковлённых людей (коих сегодня, к несчастью, немало), имеющая целью переформатировать православное миропонимание. Мы должны помнить, что дьявол – опытнейший «птицелов», и его силки расставлены буквально повсюду. Здесь уместно вспомнить слова Первоверховного Апостола Павла: «Блюдите убо, како опасно ходите!», а также: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». И если вы дадите себе труд внимательнее вглядеться в пухленькую мордашку такого розовенького или голубенького «ангелочка», то вы непременно заметите, что за этими его гипсовыми и пластиковыми «губками бантиком» прячутся невидимые, но вполне реальные дьявольские клыки.

     Да и производятся все эти сувениры, порою буквально загромождающие витрины церковных лавок и православных магазинов, чаще всего в Китае и по заказу всё тех же католических общин, причём, огромными партиями. А неосведомлённые верующие, в том числе и православные, скупают их в таких же огромных количествах, создавая тем самым спрос, рождающий, в свою очередь, предложение (далее – дурная бесконечность). Запретить такие продажи законным образом пока не представляется возможным, но отнестись к этому явлению с рассуждением и благодаря этому снизить спрос на такие «псевдоправославные» товары – вполне в наших с вами руках.

 

священник Александр Шумский, клирик храма свт. Николая в Хамовниках

Поляков Сергей Леонидович, председатель Православного Братства сщмч. Ермогена


Всего просмотров: 32

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.


Сколько будет 4 × 9 ?

Последнии публикации

Автор: Сергий Карамышев
12 декабря 2018 г.

Церковь или агентство духовных услуг?

Сама постановка подобного вопроса свидетельствует о крайне плачевном духовном состоянии как православной паствы, так и православных пастырей в наши дни. Когда Церковь внешне расширяется, враг челов...

Автор: Сергий Карамышев
11 декабря 2018 г.

Мат, перемат или самодисциплина?

Пользующийся заслуженной широкой известностью ведущий телепрограммы «Вести недели» Дмитрий Киселев в последние годы выступает в качестве одного из основных рупоров государственной пропа...

Автор: Александр Шумский
10 декабря 2018 г.

Православный социализм – опаснейшая утопия

Уже не раз в православных СМИ поднималась тема православного социализма, в том числе – и на порталеРНЛ. И вот – очередная попытка: статья главного редактора журнала «Молодая гвард...

Автор: Александр Горбатов
10 декабря 2018 г.

Вот как мы умеем ссорить

Что-то не идет у меня в последние дни из памяти сюжет рассказа Зощенко «Происшествие на Волге». Там, напомню, группа конторщиков (по-нынешнему сказали бы - менеджеров) отправилась в пос...

Автор: Сергий Карамышев
3 декабря 2018 г.

Летопись. Октябрь-ноябрь.
  • 15 октября в Минске состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с провокационными действиями Константинопольского Патриархата. В принятом здесь заявлении сказано: ...
закрыть
закрыть

Сообщение